ПОСОЛЬСТВО РОССИИ В КИТАЕ
(+86 10) 6532 1381, 6532 2051
/

Выступление директора ДНВ МИД России в ходе -заседания Министерского сегмента Координационного комитета ГКФ

Уважаемые министры,

Уважаемые коллеги,

В Министерской декларации, которую нам предстоит сегодня одобрить, говорится о том, что почти ровно двадцать лет назад 11 сентября 2001 г. на территории США была совершена серия самых масштабных терактов в истории человечества, в результате которых погибло порядка 4 тыс. человек. Казалось бы, весь цивилизационный мир, ставший свидетелем таких ужаснейших преступлений, не имел иного выбора, кроме как сплотиться в целях противодействия замыслам террористов.

Российская Федерация на постоянной основе убеждала своих партнеров в том, что только посредством совместных усилий при центральной роли ООН и на основе международного права удастся окончательно переломить хребет международному терроризму. Но мы с сожалением отмечаем, что за два десятилетия международному сообществу так и не удалось сформировать глобальный фронт борьбы с террором. Виною этому – неоправданная политизация некоторыми государствами антитеррористической повестки, попытки использовать ее в своих сугубо национальных интересах, двойные стандарты в подходах к антитеррору, ввиду чего террористы все еще располагают значительными материально-техническими и финансовыми ресурсами и мощным идеологическим потенциалом, позволяющим привлекать в свои ряды новых адептов.

В этой связи с удовлетворением отмечаем, что Глобальный контртеррористический форум (ГКФ) занял за свое десятилетнее существование определенную нишу в международном антитеррористическом «разделении труда» и продемонстрировал свой потенциал по сближению позиций государств перед общей угрозой. ГКФ уже сумел доказать свою полезность в качестве площадки для деполитизированного диалога практиков антитеррора по широкому кругу действительно актуальных вопросов, представляющих реальный интерес для его участников.

Придаем большое значение принятию сегодня рамочного документа Форума – «Стратегическое видение на десятилетие вперед», призванного заложить основу функционирования данного формата до 2031 г. Полагаем, что этот важный документ достаточно проработан, особенно в части принципа консенсусного затверждения различных документов формата.

Считаем принципиально важным, чтобы Форум продолжал играть вспомогательную роль по отношению к ООН, не действовал на «опережение» или в обход Всемирной организации, а также в большей степени способствовал реализации решений, принятых в ее рамках, прежде всего профильных резолюций Совета Безопасности ООН и Глобальной контртеррористической стратегии ООН. В этом контексте представляется важным усилить влияние на работу Форума со стороны профильных структур ООН.

Под эгидой Форума каждый год разрабатываются практические пособия, своды передовых практик, иные прикладные материалы, которыми пользуются наши национальные эксперты. К данной сессии Министерского сегмента, несмотря на введенные повсеместно ограничения, связанные с коронавирусной инфекцией, были подготовлены два меморандума по тематике противодействия финансированию терроризма и «смычке» терроризма с международными преступлениями, дополнение к Нью-Йоркскому меморандуму о пресечении трансграничных передвижений террористов, а также практическое пособие по ведению терсписков.

Что же касается новых инициатив, запланированных на предстоящий год, то здесь вынуждены отметить не только усиливающийся «крен» ГКФ в сторону искусственно выпячиваемых гендерных и правозащитных вопросов, но и отказ следовать согласованной ооновской терминологии в сфере контртерроризма. В частности, это касается настойчиво продвигаемой рядом государств проблематики «расово и этнически мотивированного насильственного экстремизма» (РЭМНЭ).

Со своей стороны выступаем за сдержанный и сбалансированный подход к феномену «ультраправого экстремизма», предполагающий фиксацию международной дискуссии на эту тему в рамках общего контекста контртеррористических усилий ООН, в том числе предпринимаемых в рамках резолюции СБ ООН 2354 и «всеобъемлющих международных рамок», закрепивших набор основополагающих принципов и перспективных практик противодействия террористической пропаганде.

В заключение хотел бы выразить нашу поддержку Министерской декларации, выдержанной в весьма нейтральном и взвешенном ключе, а также подчеркнуть, что Россия продолжит адресно подключаться к разноплановой работе ГКФ по развитию диалога экспертов-практиков по борьбе с терроризмом, исходя из актуальности и востребованности поднимаемых вопросов.