ПОСОЛЬСТВО РОССИИ В КИТАЕ
(+86 10) 6532 1381, 6532 2051
/

Интервью Посла России в Китае Андрея Денисова телеканалу "Россия-24"

Россия переориентирует свой экспорт на Восток, в первую очередь, речь идет о поставках углеводородов. В каких объемах готов Китай закупать российские энергоносители?

А.И.Денисов: Российско-китайское сотрудничество в области энергетики сложилось давно и достигло весьма высокого уровня, который мы характеризуем как «энергетический альянс». Наше партнерство включает все виды углеводородного топлива, в том числе возобновляемые источники энергии. В структуре российского экспорта в Китай, который за первые пять месяцев этого года составил более $40 млрд, существенную часть занимают углеводороды. Рост нашего товарооборота во многом объясняется повышением цен на энергоносители, в том числе нефть и газ.

Китай готов покупать нашу нефть. По газу выходим на уровень наших контрактных обязательств, при этом еще не приступили к поставкам сжиженного природного газа по контракту "Арктик СПГ 2". Так что сотрудничество идет в привычном режиме, хотя современная ситуация вносит определенные нюансы.

Насколько китайские производители готовы заменить в России американские, европейские компании – в тех сферах, которые касаются технологий, электронники, автомобилей. Опасается ли сейчас китайский бизнес вторичных санкций в случае развития экспорта в Россию?

А.И.Денисов: Заменить готовы, вторичных санкций опасаются. Тем не менее перспективы китайского бизнеса на нашем рынке весьма благоприятны. Есть расхожее мнение, что Китай является поставщиков текстильной продукции, бытовых товаров, однако это уже осталось в прошлом. Уже много лет более половины стоимости китайского экспорта на российских рынок составляют машины и оборудование.

Китай с энтузиазмом рассматривает те возможности, которые открываются на российском рынке с уходом с него некоторых западных компаний. Среди наших китайских партнеров – сотни компаний. Те, кто в большей степени ориентированы на западные рынки, опасаются рисков, связанных со вторичными санкциями, и ведут себя достаточно осторожно. Мы это понимаем и никаких претензий к нашим китайским партнерам не предъявляем, осознавая, что они не склонны стрелять себе в ногу. Другое дело, что есть компании, которые работают не так сильно ориентированы на Запад. И такие компании более подготовлены к риску.

Место на нашем рынке освобождается, китайские компание готовы занять на нем место. Но для создания новой структуры рынка потребуется время и механизмы, которые регулируют эти процессы.

С учетом роста товарооборота между нашими странами насколько возможно расширение взаиморасчетов в национальных валютах и по каким направлениям Россия и Китай пока не могут отказаться от доллара?

А.И.Денисов: Целиком отказаться от доллара невозможно и такой цели не стоит. Доллар это инструмент для международных платежей, однако последние несколько месяцев показали, что с его использованием связаны внушительные экономические риски. Не случайно этот вопрос поднимался на саммите БРИКС.

В настоящее время доля национальных валют во взаимных расчетах по товарообороту России и Китая составляет 20-25%. Новые контракты заключаются по большей части в национальных валютах, а старые, в которых валютой расчета указаны доллар или евро, сохраняют свою силу.

Тенденция на рост доли национальных валют будет набирать обороты. Однако никто не будет отказываться от доллара себе во вред, это все должно происходить естественным путем под воздействием конкретных рыночных факторов.